«Лётчик высоко летает….»

Летчик и пилот — синонимы? Интернет неоднозначен в суждениях. По одной версии лётчик, тот, кто управляет военным самолетом, а пилот — в гражданской авиации. По другой слово «пилот» происходит от английского «pilot» (ист. кормчий, лоцман), а «летчик» — это русская придумка.  Для полной ясности, поясню, что в английском значение слова «pilot» несколько шире: так называют, машиниста поезда или, например, механика-водителя танка, или водителя спортивного болида. О том, как правильно, пилот или лётчик — пусть рассуждают специалисты-лингвисты. У меня никогда не возникало сомнений на тот счёт, кто управляет вертолётом. Пилот! И никаких гвоздей.

Ми-8Т — самая распространенная модификация «вертушек» в ямальском небе. Буква «Т» обозначает «транспортный» — это те самые вертолеты с лавками по бортам, на которые садятся пассажиры, а при необходимости, их можно убрать («поднять вверх») и тем самым обеспечить больший объем перевозимого груза. «Ми-8П» — пассажирский, в нем кресла для пассажиров установлены как в самолёте. Есть конечно и Ми-26 (самый большой в мире) есть и Робинсон и AS 350, которые обычно выполняют специфическую работу: к примеру, летают вдоль газопроводов,выполняя патрулирование на обнаружение аварийных ситуаций, проводя разведывательно-наблюдательные работы.

Наша встреча с пилотами такросалинского филиала АК «Ямал» состоялась в методическом зале офиса. «Штурманской комнате», как говорят сами пилоты. Я не журналист, мои вопросы не интервью, а скорее беседа на свободную тему.

Судя по информации из глобальной сети у пилотов «с большой натяжкой», но всё же имеются небесные покровители — святые, оберегающие людей-птиц. Если смотреть по хронологии, то первым из них будет Архангел Михаил, Архистратиг (главнокомандующий) сил небесных. Илия Пророк Божий тоже стал святым покровителем авиации. Причина этого достаточно ясна — в Библии описывается взятие святого живым на небо в огненной колеснице. Есть и другие покровители: святой Илья Муромец и недавно канонизированный адмирал Федор Ушаков. Прочитать об покровителях небесных людей можно здесь https://faith.pravda.ru/1138545-aviation_saints/

Вопрос веры у наших пуровских пилотов — дело сокровенное, личное, и достойное уважения. Экипажи многоконфессиональны, и возможно поэтому в кабине пилотов не бывает распространенных в автомобилях иконок с ликами святых. Экипажи не приписаны к какому-то одному борту и каждый день летают на разных машинах. Поэтому и не устанавливают икон, чтобы не оскорблять духовные чувства коллег, исповедующих другую веру. Но многие носят в своих портмоне небольшой образок с изображением своего святого покровителя. Один из самых общительных пилотов показал мне образ св. Николая Чудотворца, который всегда с ним, и на земле, и в небе. Что логично, ведь св. Николай Чудотворец — покровитель путешественников. А путешествуют наши пилоты много и летают очень далеко.

г. Эльгельс Саратовская область, 2600 км небесной трассы, — самый дальний маршрут, который машины преодолевают за 2 дня. До Санкт-Петербурга примерно 2700 км, но в Питер в основном летают из Салехарда. В целом это разовые полёты на ремонтные заводы винтокрылых машин, а основная работа пуровских пилотов — это наш Север:  Салмановское месторождение, мыс Каменный, Новый порт. От Тарко-Сале до Сабетты 800 км , до Бованенково 800 км. До самой северной точки Гыданского полуострова посёлка Гыда — порядка 700 км. Такие вот привычные, неблизкие, и сложные маршруты наших пилотов. И конечно соседние города и села: Красноселькуп, Толька, Новый Уренгой и другие.

Вертолетами перевозится всё! Люди, почта,различные грузы и товары. Этот поток сливается в обыденность трудовых будней. А вот редкие, необычные лётные задания врезаются в память надолго. Так к примеру, однажды перевозили пушистый и очень беспокойный груз — песцов для заповедника Красноселькупского района ЯНАО.

Нашим пилотам приходилось даже ночевать в Ми-8. Ситуация требовала постоянного присутствия в ожидании вылета. Ночевали. В Халясовее. Ничего особенного. Но запомнилось.

Любопытно то, что наши вертолеты летают даже при неприлично низких температурах зимой. Спрашиваю, почему в -50°С летать можно, а при -51°С уже нельзя? Согласно руководству по лётной эксплуатации (РЛЭ) масла и жидкости заливаемые в механизмы вертолета рассчитаны на температурных диапазон +40°С- -50°С . Прогноз погоды — это главное условие для выполнения полёта.

Наши пилоты народ не суеверный. Верят в себя, в свой профессионализм, в свой экипаж. Ответственность, пусть и формально, лежит на командире, но в равной степени делиться на всех. В единой связке характеров и зарождаются «легендарные» экипажи, чья профессиональная деятельность становиться как залогом безопасности и доверия пассажиров, так и примером практического, уникального опыта для молодых, начинающих осваивать премудрости северных небесных трасс, пилотов.

«Интеллигенты», так называют наших пуровских пилотов коллеги по небу из соседнего района. Гадать, что конкретно имели в виду авторы этого прозвища не будем; а если серьезно, то наши «интеллегенты» летают аккуратно, с соблюдением всех норм безопасности, правил. И с небом шутить не стоит, цена оплошности высока — жизнь! Экипажа, пассажиров, своя! Лихачество, бахвальство, неоправданный риск не являются показателями профессионализма и по сути, и по форме.

Бело-голубые, будто отполированные, сверкающие на солнце вертолеты и экипаж, под стать своей винтокрылой подруге — наглаженные «в стрелочку» брючки, аккуратные куртки, фуражки с кокардой. А ещё улыбка: добрая, светлая, надежная. Достоинство и уважение читается во всех проявлениях, во всех мелочах: к профессии, к пассажирам, к себе лично. Да, наши пилоты — интеллигенты! И по сути и по форме.

Кстати, в шкатулке моих женских украшений храниться зажим для галстука, с эмблемой АК «Ямал», подаренная кем-то из экипажа,с кем летали, на добрую память.

Самых опытные пилоты провели в небе 18-20 тысяч часов, и есть люди, чей лётный стаж в небе насчитывает более 20 тыс. часов. Что по меркам мирового опыта является астрономической цифрой! И по словам пилотов костяк экипажа, его основа, это слаженная работа и чутьё двух профессионалов — командира и бортмеханика.

В единой связке командир воздушного судна Бакуменко Сергей Николаевич и бортмеханик Лизунов Юрий Олегович отлетали в одной кабине 25 лет! На всю страну нет такого экипажа — это рекорд не только на Ямале, но по всей России. Много раз пытались разлучить двух профессионалов. Выстояли. Экипаж Бакуменко помнят все, и пилоты и пассажиры. Первые лица района, округа и страны доверяли свою жизнь этому экипажу!

«Один рулит, второй всегда в учёте
И бортмеханик где-то надерзит
И знают все, что мы всегда в почёте
Ведь экипаж наш просто монолит!
(автор Ю.О. Лизунов, бортмеханик)

Страницы истории беспристрастны. И как это водится, цифры, перечисления и факты. Об истории авиации Пуровского района ЯНАО можно прочитать здесь http://safe-rgs.ru/4065-iz-istorii-aviacii-purovskogo-rayona.html

Среди верных и выверенных фраз сухой статистики, скрыт огромный человеческий пласт судеб, связанных с переломным и очень значимым отрезком жизни и профессиональной деятельности в авиации Пуровского района ЯНАО.

Старейшина северных небесных трасс — командир воздушного судна Фирсов Михаил Иванович. в пуровском небе с середины 70-х годов ХХ века. Общий налёт  20 тысяч часов, а стаж работы более 40 лет.

20200 часов, столько в небе провел самый успешный командир эскадрильи пуровских вертолетчиков, Иванов Владимир  Дмитриевич. Лётный стаж Владимира Дмитриевича в пуровском небе начинается в августе 1976 года, после окончания Кеменчугского, единственного в того время, лётного училища, где готовили пилотов вертолётов. И оканчивается в 2016 году. 40 лет трудового стажа в небе ямальского Севера. 40 лет.

Сказать что добрым словом вспоминают Иванова В. Д. — это не сказать ничего. за 4 десятка лет, Владимиру Дмитриевичу удалось выудить по крупицам самых лучших сотрудников для пуровского неба. В пуровском филиале стремились работать очень многие, так как отряд был на хорошем счету и по показателям проф. деятельности и в личностном плане. Наладить работу, создать основу для формирования проф. устоев — это непростой шаг, и он выпал на плечи именно Иванова В.Д.  К опытному наставнику, человеку большого упорства и бесконечной веры в своё дело, к Иванову, шли с любым вопросом, с любым! и профессиональным и житейским. 90% решалось положительно, а у оставшихся 10% отказов были явно объективные причины, никто не был у обиде! Так человек формировал культуру межличностного общения и профессиональный кодекс чести пилота Севера.

Кодекс чести покорителей небес, в своей основе мало чем отличается от устоев земных, человеческих отношений: не приемлет коллектив предателей, трусов, нытиков, слабовольных, неуравновешенных, не достойных высокого звания авиатора. И высоко ценятся честь, достоинство, опыт и… чувство юмора! Именно юмор помогает «разрядить» самую тяжелую ситуацию, облегчить переживания и сплотить коллектив.

Спрашиваю о женщинах в жизни пилотов — по залу прошла волна тепла, улыбки на лицах, блеск в глазах. Жены гордятся своими мужьями, бережно сохраняя «очаг семейного счастья». Разводы среди пилотов, редкость. Любимые женщины всегда рядом, верные и мудрые. Опираясь в небе на экипаж, личный опыт и мастерство, здесь, на земле, опорой жизни пилотов является семья, дети.

Романтики неба азартные, творческие люди! Наряду с традиционными мужскими увлечениями охотой, рыбалкой и спортом, в коллективе немало одержимых страстью к познанию мира людей. О самых интересных увлечениях хотелось бы рассказать поподробнее.

+ Командир воздушного судна Полтавский Александр Васильевич, -
фотограф-любитель, увлекается фотографией многие годы и снимает вертолеты, чаще всего те, на которых сам и летает. А ещё уникальные по красоте и очарованию северные пейзажи. На международном фотоконкурсе «Красота винтокрылых машин 2016″ который ежегодно проводит Ассоциация вертолетной индустрии работа Александра «Сумерки во льдах» заняла 1 призовое место в номинации «Вертолет-труженик». Посмотреть фото можно здесь https://helicopter.su/krasota-vintokrylyh-mashin-2016/ На заставке этой статьи вы видите тоже фотоработу Александра.

+ Заместитель командира эскадрильи Скидан Юрий Николаевич — фанат авиации, общественный деятель филиала АК «Ямал». Более 20 лет Юрий увлекается сборкой различных моделей самолётов. В его личной коллекции более 60 самолётов эпохи второй мировой войны и несколько моделей бронетехники. На сборку одной модели уходит порядка 2-3 месяцев. Существует сайт, на котором люди, увлеченные этим хобби делятся особенностями процесса сборки модели, раскрывают авторские секреты доработок, выкладывают фото этапов сборки и финальные фото готовой работы. Ну и потом ведут обсуждения среди моделистов.Познакомится с некоторыми работами Юрия можно здесь — http://scalemodels.ru/blog/Yurka/articles
А ещё Юрий коллекционирует журналы на авиационную тему. И снимает видеофильмы, про вертолёты. Посмотреть фильм Юрия можно здесь http://ostrokostova.ru/obyiknovennaya-muzhskaya-rabota-nashih-pilotov/

+ Бортмеханик Мартирос Погосович Холотян. Коллеги по небу называют его коротко и по весеннему — Март. Ответственный по кухне на вечеринках, шеф-повар филиала авиакомпании давно признан лучшим, и высоко ценится коллегами! Его плов, шашлык, жаренная рыба выше всяких похвал и наград. Пальчики оближешь! Знает толк в правильной организации отдыха и умеет придать досугу особенный вкус! На дегустацию кушаний от шеф-повара была приглашена и я.

Кстати, вместе с приглашением, удалось узнать «тайное место», где наши пилоты отмечают День Авиации.
В кругу коллег и сослуживцев, почти по семейному, и, главное, не далеко от своих дюралевых машин, вертолётов — в кафе «Авиатор» на вертодроме, за городом. Кафе «Авиатор», — это лесная поляна, где установлены навес, лавки, стол, и мангал. Такое вот, закодированное место, место встречи всех авиа-людей.

+ Командир воздушного судна Сипач Евгений Николаевич (налёт 13500 час), стаж работы 28 лет. О нем коллеги говорят: «достойный человек, человек слова!» Евгений Николаевич пишет стихи, эпиграммы про коллег и работу. Он находит свое вдохновение в живом человеческом общении со своими коллегами, друзьями. в работе. В жизнь Евгения Николаевича поэзия пришла вместе с небом. Величие высоты, красота пейзажей земли, и творческое воображение помогли воплотить дар стихосложения. Полёт — управляемое им самим чудо! Высота, пространство, космос, и ты становишься частью вездесущего, большого, и вечного! Вот что пишет Евгений Николаевич о работе пилотов:

«За то, что стал ты продолжением лопасти,
Могучим осевым шарниром
Тебе позволено над пропастью
Владеть вот этим зыбким миром!»

Есть и зарисовки. Вот одна из многих, по авторскому замыслу, ландшафтная:

«И Айваседы вечное стремленье -
Упасть в объятья Пура Великана»

(Реки Айваседо-Пур и Пяку-Пур по течению на север сливаются в единое русло реки Пур.)

+ Бортмеханик Лизунов Юрий Олегович — ветеран пуровского неба, горячо уважаемый и ценный сотрудник, продолжает добрую традицию Е.Н. Сипача. Вот что он пишет о Е.Н. Сипаче в своем четверостишии, к юбилею коллеги:

«Его лихой полёт, он вымерен годами.
Хоть в жизни юбилей, но не услышишь плач,
Ведь это только юность, а старость за горами
Так скажет неприменно, Евгений наш, Сипач!»

Юрий Олегович пишет стихи-посвящения для своих коллег. Его строчки пронизаны добром и человечностью, простыми словами о главном и о важном в профессии:

«Второму пилоту в первый самостоятельный вылет в качестве командира воздушного судна:

«Вчера ты был вторым пилотом,
Портфель с карманами имел,
Сегодня будешь верным взлётом
Искать в машине где предел.
Желаю лётного здоровья
Знать РЛЭ, как отче наш
Считать вперед, без предисловья
И создавать свой экипаж
Летай всегда не на пределе
Запас обязан ты учесть
Есть голова и корень в теле
А значит смысл в жизни есть!»

После такого напутствия работа будет в радость, страх первого полёта перевоплотится в уверенность в своих силах.

Традиции, созданные пилотами и отточенные годами и судьбами, бережно сохраняются, передаются эстафетой молодым, начинающим трудовой путь, пилотам .

С гордостью и уважением говорят в коллективе о трудовых династиях:

+Семья Слободян. Отец Юрий Васильевич, командир воздушного судна, действующий в настоящее время пилот. Летает на Ми8-х, а сын учиться в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, в ФГБОУ ВО
«Ульяновский институт Гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева». В скором будущем станет пилотом вертолета.

+Семья Бакуменко. Сергей Николаевич (налёт 20200 час), ушел на заслуженный отдых с поста командира воздушного судна, а сын Павел Сергеевич, продолжает трудовой путь своего отца, летает в должности капитана самолета «Airbas320″ в АК «Ямал» г.Тюмень.

+Семья Сипач. Традицию небесного покорителя, отца, Евгения Николаевича продолжает сын Илья Евгеньевич. Трудиться в авиакомпании «S7″, летает вторым пилотом на «Airbas320″.

Казалось бы, что может объединять двух абсолютно разных людей?  Явный ответ на этот вопрос  -  одно место работы. Это верно! Но цепочку совпадений для двух сотрудников таркосалинского филиала АК «Ямал» можно продолжить.

Бакуменко Сергея Николаевича и Иванова Владимира Дмитриевича объединяет не только общее место работы, но и дата рождения, год рождения и даже количество часов проведенных в небе!  Такая вот, арифметика!

И напоследок, самый распространенный вопрос, который чаще всего задают пилотам: «Летать не страшно?» Отвечают,нет, не страшно. Каждый приходит в этот мир с каким-то своим личным предназначением. Небесные люди, пилоты, приходят в этот мир, чтобы летать.

Вся соль профессии, вся суть жизни пилота-человека, пилота-профессионала укладывается в рифмованные строки стихов:

«Своей мозолистой натруженной рукой

Шаг-газ он тянет вверх не уставая

Заказчику звонит рукой другой

Ногами мощными педали выжимая

Спина вся взмокла нервы на пределе

Ведь на подвеске раскачался мощный груз

Сейчас покажет кто он есть на деле

Нет не король бубновый а пиковый туз

Подвеску ни за что не потеряет

Он не какой то там молоденький пижон

Суровым взглядом искры высекает

Что надо делать знает только он

Летит пыхтит в вматчасть как в бога верит

В бедро врезается затянутый ремень

Нет никому сейчас он ручку не доверит

Ведь нервы сталь а зубы как кремень

Дыханье держит будто под водой

Минута две напряжены все мышцы

И пот во лбу в кабине как в парной

И вертолёт летит послушной птицей…»
(автор Ю.О. Лизунов, посвящение для Бакуменко С.Н. к юбилею)

Итог: Удивительно, что впервые за 20 лет творческой и концертной деятельности со мною встретились герои моей песни. Как много это для меня значит! Я смотрела в глаза людям, чьи имена, голоса неразрывно будут связаны с моей судьбой. Судьбой автора, певицы, пассажира, женщины. Спаяны прочно в единое целое: вертолет ми8, пилоты, песня, память, жизнь, душа, правда.

Я написала несколько песен о людях и профессиях с «мужским лицом»: песня о пожарных «17 ОГПС», песня о геологах «Объединение», песня об испытателях «Мы испытаны Севером». и вот сейчас ещё одна, знаковая для меня, песня — «Ми8″.

Доброго Вам неба, высокого полета, чистого горизонта и мягкой посадки, пилоты вертолётов Ми-8 !

Летчик высоко летает… Вертолет по небу ходит.

 

PS: Отдельная благодарность, сотрудникам таркосалинского филиала АК «Ямал»: Лизунову Ю.О., Скидану Ю.Н., Сипачу Е.Н., Полтавскому А.В., Иванову В.Д., Бакуменко С.Н. , за предоставленные фотоматериалы, ссылки, авторские стихотворения, и помощь в редактировании текста статьи.

 

Последние добавленные записи
  • poltav_photo«Лётчик высоко летает….»Play
  • Премьера песни «Ми-8″Play
  • «Сталинская, 501-я стройка»Play
  • «Древний город сибирских поморов – «златокипящая» Мангазея»Play
Комментарии
Оставить комментарий